- ПРИТЧА
ПРИ́ТЧА, дидактико-аллегорический жанр литературы, в основных чертах близкий басне. В отличие от нее форма П.
1) возникает в некотором контексте, в связи с чем она
2) допускает отсутствие развитого сюжетного движения и может редуцироваться до простого сравнения, сохраняющего, однако, символическую наполненность;
3) с содержательной стороны отличается тяготением к глубинной «премудрости» религиозного или моралистического порядка. В своих модификациях П. универсальное явление мирового фольклора и литературного творчества. Однако для определённых культурных эпох, особенно тяготеющих к дидактике и аллегоризму, П. была центральным жанром, эталоном для других жанров [напр., в «учительной» прозе ближневосточного круга (Ветхий завет, сирийские «Поучения Ахикара», машолим Талмуда), в христианской литературе и средневековой литературе (притчи Евангелий, например Притча о блудном сыне, о сеятеле)]. В эти эпохи, когда культура читательского восприятия осмысляет любой рассказ как П., господствует специфическая поэтика П., исключающая описательность «художественной прозы» античного Или новоевропейского типа: природа и вещи упоминаются лишь по необходимости, действие происходит как бы без декораций, «в сукнах»; действующие лица П., как правило, не имеют не только внешних черт, но и «характера» в смысле замкнутой комбинации душевных свойств: они предстают перед нами не как объекты художественного наблюдения, но как субъекты этического выбора. С конца XIX в. ряд писателей видит в экономности и содержательности П. образец для своего творчества. Попытку подчинить прозу законам П. предпринял поздний Л. Н. Толстой. В западной литературе XX в. на традиции П. опирался Ф. Кафка, а также интеллектуалистическая драматургия и романистика Ж. П. Сартра, А. Камю, Ж. Ануя, Г. Марселя и др., исключающие «характеры» и «обстановочность» в традиционном понимании. П. продолжает сохранять привлекательность для многих писателей, ищущих выхода к этическим первоосновам человеческого существования (роль ходов П. у Б. Брехта или «Притчу» У. Фолкнера). Ср. Парабола.С. С. Аверинцев.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.